В марте 1939 года в
городе на Лугани начала работу театральная труппа. Её составили выпускники
Ленинградского театрального училища - 32 человека - и 15 актеров с большим
опытом и стажем работы, были среди них те, кто начинал в "Шахтерке Донбасса" -
3. Утехина, В. Клопотов, В. Шмукловский. Возглавил коллектив один из опытнейших
мастеров сцены, ученик Ю. Завадского - А. Тункель, главным художником стал В.
Айвазян, директором - человек с организационным талантом - К. Перлов.
26 октября 1939
года в помещении Дворца культуры имени В. И. Ленина состоялась премьера и
открытие театра. Был показан спектакль "Павел Греков" Б. Войтехова и Л. Ленча.
Это было смелое по тем временам произведение. В те годы создавался ансамбль,
вырабатывался стиль, создавалась своя школа актерской игры.
Немногим больше одного сезона
проработал театр. Началась Великая Отечественная война…
В сентябре
по приказу Комитета по делам искусств УССР театр был расформирован. Однако
актеры решили сохранить коллектив. Ему была предоставлена возможность выехать в
Узбекистан, где он получил назначение в Наманган, прибыл на место 5 декабря 1941
года. И сразу приступил к работе. Спектакли Луганский русский драматический
театр давал в помещении бывшего ТЮЗа, в Доме офицеров, в клубе маслозавода.
Художественное руководство театра осуществляли режиссеры Е. Гричук и Н.
Гайдаров, главный художник И. Алексеев. Выступления продолжались до 8 апреля
1942 года. 3 ноября 1943 года театр получил вызов из освобожденного Луганска. 13
ноября того же года тепло встреченные земляками, они открыли сезон спектаклем
"Жди меня".
В
40-е годы театр обрел свое лицо в работе
над произведениями классики. Режиссер Н. Гайдаров поставил "Каменный властелин"
Леси Украинки, "Марию Стюарт" Ф. Шиллера, "Маскарад" М. Лермонтова, "Волки и
овцы", "На бойком месте", "Правда -
хорошо, а счастье - лучше" А. Островского. Главные роли в этих спектаклях
блестяще исполняли А. Романцев, З. Утехина, А. Ходырев, Зрелым актерским
мастерством отличались работы Аренского, Корн, Чикалова, Гаргановой. Одаренная
актриса Р. Светинская, играя героинь Островского (Олю и Аннушку), поднимала тему
горячего сердца, тему человека, для которого невыносимо тяжко в "темном
царстве".
В 1952 году театр
возглавляет Петр Исидорович Ветров. С 1937 года после Окончания Ленинградского
театрального института Ветров работает на Украине в театрах Луганска, Донецка,
Кировограда.
Он работал главным режиссером
Луганского русского драматического в 1952-1959-м, а в 1963-1968-м -
объединенного театра русского и украинского. Режиссером
он пригласил А. Коженовского, с которым
вместе начинали в ТЮЗе, директором театра стал И. Шпаковский, его заместителем -
Н. Блехер.
Романтическая
приподнятость, пламенная страстность, действенность - вот на чем основывалось
творчество П. Ветрова. Ему была свойственна удивительная поэтичность в сочетании
с внешней выразительностью и непременным проникновением в социальную сущность
персонажа.
Актрисой широкого амплуа была Е. Ветрова, силу чувства, искренность и
темперамент проявляли Т. Цымбалюк, Э. Позднякова, Л. Синельникова, от статиста
до исполнителя ведущих ролей прошел Н.
Ращупкин, заняв ведущее положение в труппе. Активно были заняты в репертуаре А.
Захарова, А. Яценко, Б. Гусев, Л. Кушнарев. Пришла в труппу одаренная актриса Н.
Чуракова. Свои первые работы сыграли Д. Витченко, Н. Заика, В. Седловский. Они
стали актерами ветровской школы, учились создавать характеры в эволюции, видеть
перспективу.
Осенью 1959 года театр
оставил его художественный руководитель П. Ветров. С ним ушли некоторые его
единомышленники, последователи, ученики: А. Коженовский, Э. Позднякова, Е.
Ветрова, молодые актеры Д. Витченко, А. Губский, А. Дмитриева, Н. Заика. Сложный
период начался жизни театра после ухода П. Ветрова. Один за другим менялись
режиссеры - А. Фомин, С. Шпанов, В. Ненашев.
1 января 1963 года Совет
Министров УССР принял постановление об объединении двух областных театров
русского и украинского в один Луганский областной драматический театр с двумя
труппами - русской и украинской.
Осенью 1963 года в
театр возвращается П. Ветров. Вместе с ним возвратились А. Коженовский. Е.
Ветрова, Э. Поздняков, Д. Витченко, С. Сиротюк, Н. Заика, А. Дмитриева. Приехал
с ним А. Хруничев, Т. Кленова, П. Кленов - актер
с большим сценически опытом, работавший ранее в Ростове и Мариуполе. Это
возвращение приветствовала театральная общественность города, искренне
радовались актеры - им так не хватало его, ветровской сердечности, им так нужна
была его строгая взыскательность. Вокруг Петра Исидоровича опять сплачивается
мощный творческий коллектив, готовый, не зная усталости, работать, что бы дарить
благотворную силу искусства.
В 1968 году театр покинул, и на этот раз навсегда, его лидер,
художественный руководитель П. Ветров. Остался коллектив, им взлелеянный: А.
Коженовский, Ф. Максимовский, Э. Позднякова, В. Турин, А. Яценко, Е. Ветрова, Л.
Синельникова, Н. Ращупкин, А. Сахаров, Н. Соя. Уже слышались молодые голоса,
постигшие секреты "дуэтного" искусства, Д. Витченко и С. Сиротюк.
В 1970 году произошло знаменательное
событие - приказом Министерства культуры
УССР от 23 октября 1970 года театр был переименован в "Луганский областной
музыкально-драматический театр с двумя труппами - украинской и русской".
Режиссер В. Тимошин взял курс на
омоложение коллектива. Была приглашена группа актеров из разных учебных
заведений. Их сразу заняли в спектаклях. Это - Т. Шинакова, И. Сиротинская, Е.
Коваль, Я. Гранко. Они знали, что входили в коллектив, в котором господствовали
не режиссерские изыски, а строгая лаконичная форма, тяготение к глубокому
философскому осмыслению идейного содержания произведения. Им было у кого
поучиться вдохновенному творчеству.
Свыше 15 лет
главный режиссер В. Тимошин работает сообща, в тесном дружеском контакте с одним
и тем же директором, заслуженным работником культуры УССР В. Козенко.
В 1990г. народный артист
Украины Валентин Петрович Тимошин покидает театр и уходит на заслуженный отдых.
На смену ему на пост главного режиссера приглашается Юрий Чернышёв. Во времена
перестройки , 90-е годы, с приходом Юрия Чернышёва театр не сдает своих позиций.
За три года (1991-1993) Юрий Васильевич осуществил постановку 11 спектаклей.
Зрители и пресса тепло принимают спектакли, им поставленные, "Жизнь и
необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В.Войновича, "Когда спящий
проснется" О.Ернова, "семейный ужин в половине второго" А.Павлова и др.
В 1994 году
Чернышёв уезжает, и исполнение обязанностей главного режиссера возлагают
на народного артиста Украины Павла Кленова. Кленову присущи постановки на
морально-бытовые темы, и он включает в репертуар пьесы: "Очаг" С.Алешина, "Три
супруги - совершенства" А.Касоны, "Семейный портрет с посторонним" ("Именины на
костылях") С.Лобозерова.
В 1994 году
заметным событием в истории театра явилась постановка спектакля "Мсье Амилькар
или Человек, который платит" И.Жамиака. это была дипломная работа молодого
режиссера - выпускника Харьковского института искусств Анатолия Москалено.
В этом же году на должность
главного режиссера театра приглашается заслуженный деятель искусств Украины
Евгений Головатюк. Он активно обновляет репертуар. Появляются спектакли русской
классики ("Нахлебник" И.Тургенева), зарубежной классики ("Тартюф" Ж.-Б.Мольера и
"Дом сумасшедших" Э.Скарпеты), музыкальные спектакли-комедии ("Крошка" Ж.Летраза
и "Виновник торжества" В.Константинова и Б.Рацера).
К 50-летию Победы в Великой
Отечественной войне театр ставит спектакль "Отпуск по ранению" В.Кондратьева.
Спектакль "Тартюф" был отмечен Дипломом на Третьем межрегиональном фестивале
"Театральный Донбасс - 1996".
В 1996 году Е.Головатюк покидает наш
театр. И художественный совет театра единогласно возлагает исполнение
обязанностей на директора театра, заслуженного работника культуры Украины
Виктора Даниловича Козенко. Впервые на сцене нашего театра было поставлено
чеховское произведение, его последняя пьеса "Вишневый сад", в котором живут
извечные нравственные проблемы.
Большое место в
репертуаре театра отводится эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Много чудесных минут принесли детям встречи со сказками: "Аленький цветочек"
С.Аксакова, "Кот в сапогах" Е.Коваля по Ш.Перро, "День рождение кота Леопольда"
А.Хайта, "Когда куклы не спят" Л.Милевой и другие.
В юбилейном сезоне
приглашаются в театр на постановки режиссеры со стороны: Николай Коваль из
Одессы ("Трактирщица" К.Гольдони), Ирина Морозова ("…К нам едет…" по пьесе
"Ревизор" Н.Гоголя), Валерий Шевцов ("Король Лир" В.Шекспира).
На протяжении 60 лет театр
переживал взлеты и падения, но труппа в основном оставалась стабильной. Свой
юбилей театр встречает крепким творческим составом.
И вот в августе 1999 года
украинский театр получает новое помещение, а Русский
театр встретил свой 61-й театральный сезон в прежнем, своем собственном
помещении самостоятельно.
Как тогда, так и сейчас
главным девизом театра остается:
"В выборе репертуара не
должен "править балом" случай".
В 2009 году в честь
70-летия Луганскому областному русскому драматическому театру присвоено звание
"академический".
Материалы предоставил
Кукурекин Ю.В
|