Еще в середине девятнадцатого века классиком русской литературы был поставлен вопрос: мир вокруг нас – это храм или мастерская? И до сих пор нет единого ответа. Одни видят вокруг себя мастерскую, другие храм. Храм в потоке рутинных дел увидеть сложнее. Мы хотим рассказать об одном из тех людей, которые видят вокруг себя храм. Это наш земляк археолог Николай Иванович Тарасенко. И не только видит, но и строит Храм всех религий. Село Каменка находится в полутора десятках километров от трассы Ровеньки-Луганск. Отроги Донецкого кряжа как будто специально сторожат Каменку от случайного взгляда. Не все, наверное, догадываются, что совсем недалеко от трассы, где-нибудь на дне поросшей лесом степной балки может грохотать водопад, а совершенно ровная, на первый взгляд, степь оказывается прорезанной глубоким каньоном. В одном из таких совершенно незаметных постороннему глазу урочищ уже тринадцатый год строится Храм Всех Религий. В этих местах нередко можно услышать говор с сильным иностранным акцентом. Но, оказывается, удивляться нечему - о Храме где-нибудь в аргентинских пампасах или на затерянных в Индийском океане Мальдивских атоллах знают куда лучше, чем в Луганске. Так что иностранные гости здесь - в порядке вещей. После двух километров подъема на крутую гору видны мирно соседствующие христианскую часовенку и буддийскую ступу. Так встречает всех прибывших Храм Всех Религий. Чуть ниже работают каменщики - возводится основное здание комплекса. Столь необычная идея осенила археолога Николая Тарасенко на другой стороне земного шара - в охваченной гражданской войной Никарагуа, где советские ученые оказывали помощь своим латиноамериканским коллегам. - Почему я стал археологом? – рассказывает Николай Иванович, - Наверное, потому, что не хотел быть человеком-винтиком. Все-таки полевые условия - лучшее средство против прессинга со стороны Системы. Кавказ, Средняя Азия, Латинская Америка - через эти регионы планеты пришлось пройти исследователю. Разные народы, разные религии, но чем больше путешествуешь, тем больше ищешь то, что объединяет людей. А еще - впитываешь в себя культуру тех, кто тебя окружает. - Я заметил, что каждый нормальный человек, каким бы он богам ни молился, все равно поклоняется силам добра. Стройка началась в 1992 году. Вначале приходилось жить в палатке, шаг за шагом отвоевывая у скалы пространство для строительства дома. - Вырубил площадку, потом возвел три стены. Когда надо расширяться - пристраиваешь новые помещения к уже имеющимся. Примерно, таким образом, горцы строят свои сакли. Сейчас это - живописная горная усадьба с огородом, баней, кузницей и пасекой. Она напоминает жилище одного из героев Толкиена. Впрочем, автор "Хоббита" - этнограф с мировым именем, поэтому придумывать ему ничего не пришлось. Кроме Николая Ивановича здесь еще постоянно живет его семья - жена и двое маленьких детей. Электричеством практически не пользуются - японский генератор включают разве что зимой. Питание вегетарианское, из продуктов животного происхождения разрешаются молоко и мед. Усадьбу охраняют шесть кошек. Единственную категорию незваных гостей здесь составляют разве что мыши. Здесь нет собак - охранять усадьбу от кого. Местное население к энтузиасту относится с большой симпатией, что caмо по себе редкость. - Если внутри себя нет конфликта, и с окружающими враждовать не будешь, объясняет хозяин. - Мы стараемся поддерживать дружеские отношения со всеми. Единственные, кому рады не будем, так это сатанисты. Слава Богу, они сюда и не стремятся: слишком положительная тут для них энергетика. Экстрасенсы и уфологи активно стремятся в Пермский Треугольник, к дольменам Геленджика и в прочие широко разрекламированные места общения с космическим разумом. А Донбасс, имеющий гораздо больший энергетический потенциал продолжает ждать своего часа. Хотя, как рассказывают жители Каменки, неопознанные летающие объекты - весьма час и гости в небе над ними. Можно по-разному относиться к создаваемому Тарасенко Храму всех религий. Однако что примечательно: многие киевско-львовские "патриоты" пытаются представить Донбасс как притон для бандитов, очаг бездуховности. Но духовный поиск жителей Донбасса опровергает эти представления. Ведь в каких-то 30 километрах к юго-востоку от Каменки, на станции Должанской, жил легендарный Порфирий Иванов, создавший оригинальную оздоровительную методику. Если двигаться на северо-запад, то через 20 километров можно попасть в Ореховку, где находится особо почитаемый ивановцами Чивилкин бугор, считающийся святым местом. Николай Тарасенко уверен, что со временем и его храм станет еще одним рукотворным символом региона.